Карта стоек

Можайск. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 ноября

ясно-6 °C

Онлайн трансляция

Общественная палата РФ провела круглый стол «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних»

13 сент. 2018 г., 17:10

Просмотры: 322


Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних»

Общественной палатой Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК проведен круглый стол на тему: «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних».

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты и общественных палат субъектов Российской Федерации, представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, научных организаций, общественных и религиозных организаций.

Открывая круглый стол, модератор отметил, что тема, составляющая предмет рассмотрения на данном мероприятии, является продолжением обсуждения, состоявшегося в Общественной палате 18 октября 2017 года в рамках круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики», на котором было принято решение о проведении серии мероприятий в целях комплексной оценки проблем в сфере преступности в молодежной среде]

Актуальность выбранной для обсуждения на круглом столе темы, по мнению участников, обусловлена, в первую очередь, высоким уровнем преступности среди несовершеннолетних лиц. В частности отмечено, что в 

2017 году несовершеннолетними от 14 до 18 лет включительно совершено более 45 тысяч преступлений.

Также участники мероприятия не оставили без внимания произошедшие в начале с.г. в городах Перми, Челябинске и Улан–Удэ трагические события, связанные с подростковым насилием, свидетельствующие о комплексных проблемах, решение которых предстоит государству.

В то же время, как отметили участники круглого стола, фиксируется снижение количества преступлений, совершаемых этой категорией лиц, на 15,7 %, что свидетельствует об эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных в субъектах Российской Федерации, и ряда других органов (учреждений), являющихся участниками системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Однако при организации работы по пресечению и профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по мнению участников мероприятия, необходимо учитывать динамику и характер развития социальных процессов в обществе, которые могут повлиять на увеличение удельной доли таких преступлений. В связи с этим целесообразно наряду с применяемыми в настоящее время подходами в организации системы пресечения преступности и учета преступлений, совершаемых несовершеннолетними, выработать принципиально новые, отвечающие современным вызовам, алгоритмы, обеспечивающие эффективность профилактических мер.

При определении повестки и векторов исследования и обсуждения в рамках круглого стола участники обратили внимание на то, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать как систему правонарушений, эффективная система противодействия которым на данном этапе не создана.

Несовершеннолетние являются активными участниками жизни общества и государства и как лица, наиболее подверженные воздействию внешних факторов на генезис их личности ввиду несформировавшихся (либо характеризующихся гибкостью) мировоззренческих и поведенческих установок, возрастных особенностей пубертатного периода, инстинктивного поиска (приверженности) авторитетного менторского начала при выборе линии мышления, поведения, испытывают серьезное влияние различных субъектов, в том числе деструктивно нацеленных и преследующих собственный интерес посредством использования подросткового ресурса.

Так, в последнее время наблюдается тенденция вовлечения несовершеннолетних лиц в экстремистскую, террористическую и иную противозаконную деятельность, протестные акции деструктивного характера.

В связи с этим участниками круглого стола большое внимание уделено обсуждению проблем, связанных с влиянием на несовершеннолетних технологий и инструментов массмедиа, роли средств массовой информации (далее – СМИ), других источников информации, в частности, сайтов в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), на сознание и формирование поведенческих установок несовершеннолетних. Данная проблема представляется участникам особенно острой в связи с распространением в сети «Интернет» сайтов субкультур, ориентированных на внедрение в повседневную жизнь стиля общения уголовного мира, других сайтов антисоциальной направленности, транслированием через СМИ материалов, содержащих сцены либо призывы к проявлению жестокости.

В связи с этим представляется необходимым формировать в СМИ симметричный объем социальной антирекламы и наполнять эфиры теле– и радиовещания материалами, создающими предпосылки к формированию позитивной законопослушной модели поведения у поколения несовершеннолетних.

При этом участники круглого стола обратили внимание на такой элемент саморегулирования СМИ, как советы по этике, представленные в различных организационных формах во многих странах мира. По разным экспертным оценкам, в мире сегодня действует от 54 до 82 советов по прессе. Совет по прессе, как правило, представляет собой орган, состоящий из журналистов, владельцев (учредителей) СМИ и представителей общественности, который рассматривает общественные жалобы на СМИ. Примером успешной реализации модели совета может явиться Комиссия по стандартам теле– и радиовещания (Broadcasting standards commission), Великобритания, которая занимается регулированием деятельности как государственных, так и частных теле– и радиокомпаний. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется частично Правительством Великобритании за счет бюджетных средств и непосредственно телерадиокомпаниями за счет собственных и иных привлеченных средств. В состав рабочей группы Комиссии входят 5 человек. Они занимаются выработкой основных правил вещания, а также, разбирательством поступивших от зрителей жалоб. Одной из основных задач Комиссии является ограничение вещания в телевизионном и радиоэфире насилия и другого рода материалов, не предназначенных для публичного вещания. Информация о деятельности Комиссии публикуется в ежемесячном отчете. Отчет о результатах своей деятельности Комиссия представляет в Парламент Соединенного Королевства.

В Российской Федерации действует ряд подобных совещательных организаций. В частности, Общественная коллегия по жалобам на прессу создана по информации, размещенной на официальном сайте организации, в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 СМИ и немедийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории СМИ на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. 

При обсуждении вопросов, связанных с влиянием информационного контента на поведение несовершеннолетних лиц, участники круглого стола также обратили внимание на факты несвоевременного реагирования уполномоченными контрольно–надзорными органами на появление в сети «Интернет» сайтов (либо отдельных публикаций (материалов) с деструктивно настроенным наполнением). В качестве примера указаны информационные ресурсы:

– субкультур, ориентированных на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и законов уголовного мира – так называемых «АУЕ» (Арестанский Устав Един – аббревиатура происходит из тюремного жаргона. Движение АУЕ провозглашает равенство всех перед единым тюремным законом, когда заключенные живут по принципу так называемого «общака», что подразумевает разделение денег, имущества и передачу с воли поровну для всех участников сообщества);

– асоциальной направленности, посвященные тематике серийных убийств и маньяков, в которых размещаются соответствующие записи о тяжких преступлениях и лицах, их совершивших. При этом отмечается тенденция к «романтизации» и приданию данным деяниям героического информационного фона;

– направленные на навязывание мысли об отсутствии смысла жизни, суициде и т.д. (нацелены на формирование общего депрессивно–(ауто) агрессивного фона, направленного на вовлечение новых несовершеннолетних участников);

– так называемых «Колумбайнеров» – подражателей американских подростков Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые 20 апреля 1999 года устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат Колорадо). Жертвами преступлений стали 13 человек. «Колумбайнеры» – это лица (почти все школьники), незаслуженно обиженные обществом, подверженные насмешкам и травле, вынужденные молча терпеть, не в состоянии изменить ситуацию, но имеющие желания отомстить;

– и проч.

В целях обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отмечена необходимость обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, консолидации и активизации деятельности уполномоченных органов власти в рамках государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в целях минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних.

Продолжая обсуждение, участники мероприятия отметили, что преступность несовершеннолетних как социальная проблема продолжает оставаться в центре внимания. Несовершеннолетние лица наиболее подвержены отрицательным влияниям социальной среды, что может стать результатом возникновения криминогенных особенностей психики несовершеннолетних правонарушителей. В большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений обладает повышенной опасностью, поскольку расширяет круг несовершеннолетних преступников, оказывает воздействие на возникновение и развитие психогенных аномалий, нарушает нормальное духовное и физическое развитие несовершеннолетних.

Для эффективной деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по мнению участников круглого стола, необходимо постоянно совершенствовать меры общей и индивидуальной профилактики преступности несовершеннолетних.

Анализ данных о социально–демографических и личностных характеристиках несовершеннолетних, совершавших антиобщественные действия, свидетельствует о том, что большинство из них – выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учебе.

Участники мероприятия отмечают, что в настоящее время отсутствует организованная эффективная работа с трудными подростками, системность в работе общественных и образовательных организаций в данной сфере, наряду с этим пристального внимания требуют вопросы, связанные с семейным насилием и жестоким обращением с ребенком.

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия в установленном порядке проектов федеральных законов, предусматривающих:

1) в качестве предмета регулирования – вопросы реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также устанавливающего правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, их правовое положение, а также полномочия государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении этих вопросов;

2) снижение возраста привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений с учетом принципа соизмеримости мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с особенностями личности правонарушителя и обстоятельствами правонарушения, общественной опасностью последствий деяния.

 

Правительству Российской Федерации для обеспечения снижения негативных последствий от деятельности преступных групп, вовлекающих несовершеннолетних в криминальные структуры, рассмотреть возможность разработки и внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части включения в образовательный процесс образовательных организаций воспитательного компонента в духе традиционных российских духовно–нравственных ценностей, гражданственности и уважения к закону и нормам поведения, принятым в российском обществе, трудового воспитания и ремесленного труда обучающихся.

 

Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рассмотреть возможность в пределах установленной компетенции:

1. Разработки и реализации мер, в том числе нормативных правовых, обеспечивающих повышение ответственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и установление системы оценки эффективности и результативности их деятельности с измеримой шкалой индикаторов. При этом при определении основы такой системы предусмотреть включения в систему индикаторов не количество проведенных и планируемых профилактических мероприятий, а их конкретные результаты.

2. В целях обеспечения трудовой реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, внедрения института наставничества при трудоустройстве несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, и несовершеннолетних, характеризующихся девиантным и делинквентным поведением.

3. Реализации мер, направленных на приобщение несовершеннолетних в волонтерское (добровольческое) движение и к общественно полезной деятельности, расширения охвата несовершеннолетних подобными мероприятиями.

4. Оказания содействия в объединении средств массовой информации в независимый саморегулируемый союз в целях анализа влияния производимых массмедиа продуктов на поведение несовершеннолетних, оценки контента на принятие несовершеннолетними лицами решений о намерении совершения преступления, правонарушения либо иного антиобщественного действия, а также рассмотрения жалоб потребителей контента на материалы (информацию), содержащие деструктивную информацию и способные оказать пагубное влияние на психическое и когнитивное развитие несовершеннолетних.

5. Оказания содействия в производстве и выпуске информационных продуктов, посвященных профилактике преступности, правонарушений и иных антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними лицами, а также направленных на формирование у них позитивного законопослушного поведения и правовой культуры.

6. Оказания содействия в производстве и выпуске социальной рекламы, направленной на распространение приверженности общества к сохранению и приумножению традиционных российских духовно–нравственных ценностей как основы российского общества, воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности и уважения к закону и нормам поведения, принятым в российском обществе.

Министерству внутренних дел Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Изучения и учета в пределах установленной сферы деятельности предложений участников круглого стола при выработке и принятии управленческих решений, направленных на осуществление полномочий в сфере профилактики и пресечения преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.

2. Разработки проекта ведомственного правового акта, предусматривающего внесение изменений (дополнений) в приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 года, регистрационный № 27763) в части введения обязанности участковых уполномоченных полиции вести информационную и разъяснительную работу с несовершеннолетними, к которым ранее было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также к несовершеннолетним, подвергшимся другим мерам уголовно–правовой ответственности и находящимся в трудной жизненной ситуации. В частности, разъяснять жилищные и трудовые права, социальные гарантии, предоставляемые несовершеннолетним.

 

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в пределах установленной компетенции в рамках участия в исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), рассмотреть возможность обеспечения в установленном порядке:

– активизации деятельности и консолидации совместных усилий в целях своевременного выявления фактов распространения материалов и информационной продукции, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и принятия предусмотренных законом мер в отношении такой продукции и ее распространителей;

– сокращения рисков, связанных с причинением информационной продукцией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних лиц;

– иных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

Федеральному агентству по делам молодежи как учредителю Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» рассмотреть возможность вынесения от имени Российской Федерации  на рассмотрение Съезда Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» предложения об изменении пункта 2.2 устава организации, предусматривающего закрепление в качестве предмета деятельности также участие в осуществлении деятельности, направленной на профилактику правонарушений среди школьников.

 

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) совместно с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации рассмотреть возможность принятия мер в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в том числе в пределах установленной компетенции:

– обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

– усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков;

– создание системы реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы;

– обеспечение полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетних лиц и т.д.

 

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц