Можайск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 25 сентября

малооблачно+14 °C

Онлайн трансляция

Заслуженному учителю РФ Ивану Сергеевичу Павлову исполнилось 85 лет

19 мая 2016 г., 14:20

Просмотры: 233


Заслуженному учителю Российской Федерации Ивану Сергеевичу Павлову исполнилось 85 лет. После службы в армии он переехал в Можайский район и стал директором Тропарёвской средней школы. На тот момент в ней числилось 650 учеников.

В детство вмешалась война

…Село Королёво Руднянского района Смоленской области до войны было благополучным благодаря труду его старательных жителей. У Павловых в семье было трое детей. В меру своих сил они помогали взрослым на огороде и в хозяйстве. Но когда дело касалось учёбы, родители их не тревожили. И все трое учились отлично. Преподаватели прочили им прекрасное будущее.

Когда младшему Ване было 10 лет, началась война. Ещё утром ничто не предвещало беды, а после тревожного сообщения Молотова о нападении Германии всё окружающее стало другим. Особенно страшно стало Ване, когда в сторону Москвы двинулась армада немецких бомбардировщиков.

Когда в деревне появилась колонна немцев, всё для населения было в них непривычным: бесцеремонность, форма, лающая речь… Следом за колонной в деревню доставили крупнокалиберные пулемёты, тяжёлую артиллерию.

Через месяц колонна немцев отправилась в сторону Москвы, село осталось без припасов. Когда немцы вернулись, первым делом пригнали машину и стали вылавливать молодых людей для отправки в Германию.

Павловы отправились в лес, где влились в партизанский отряд. У Ивана началась новая жизнь. По поручению руководства партизанского отряда, он ходил по населённым пунктам, высматривал, чем располагают немцы, сколько их, а затем докладывал по всей форме командиру.

Весна была тяжёлой. Колхозники пробовали пахать землю на коровах, а то и впрягались в плуг сами. Детей посылали за семенным зерном. У каждого подростка задание – принести 10 килограммов ржи. Идти за зерном в один конец семь километров. Старики учили ребят косить траву и отбивать косы, обмолачивать зерно и другим тяжёлым сельским работам.

После войны

В родном селе Ивана была семилетка. Продолжить учёбу решили двое её выпускников: Иван и его друг. До Казимировской средней школы надо было шагать семь километров. И этот путь они совершали два раза в день – туда и обратно.

Старшая сестра Ивана, преподаватель, привозила брату книги по истории. Он хотел поступить в Смоленский педагогический институт, но там не было общежития. Тогда Иван поехал в Витебск, институт, который закончила сестра. Поступил на исторический факультет.

Окончив учёбу, Иван по направлению отправился в село Глубокое, что в Западной Белоруссии. Поработав в школе некоторое время, он пошёл служить в армию, где его готовили на командира разведки. Здесь он вступил в ряды партии. Сдал экзамен на звание офицера. После этого демобилизовался.

Труд – основа всему

Родные посоветовали Ивану поехать на работу в Можайский район. В гороно предложили возглавить Тропарёвскую среднюю школу. Тогда школа ютилась в старом деревянном здании. Учеников в Тропарёве было 650, так что обучение проходило в три смены.

Однажды на совещании в Москве он встретил земляка, который работал в Генеральном штабе. Иван Сергеевич пожаловался на отсутствие нормальных условий для обучения детей. Влиятельный земляк обещал помочь. И скоро сообщил Ивану Сергеевичу, что в Тропарёве построят школу как здание для штаба на случай войны.

Двоюродный брат Ивана Сергеевича Григорий работал в Министерстве строительства СССР. Он бесперебойно снабжал строительство «штаба» материалом. Школа была возведена в рекордные сроки – меньше, чем за два года.

Обращаясь к опыту Макаренко

Ивану было скучно работать по старинке. Импонировал опыт известного педагога Антона Макаренко, который посредством труда воспитывал беспризорных детей, сделал их полезными обществу людьми. Конечно, время было другим, но труд ещё никогда не приносил вреда, напротив, отвлекал школьников от улицы. Иван Сергеевич связался с Академией наук и ознакомил учёных со своим планом организации в школе производственного труда. Тропарёвская школа стала базовой школой Академии.

С первого класса дети занимались посильным сельскохозяйственным трудом: выращивали рассаду, которую затем пересаживали в открытый грунт. Юноши осваивали вождение трактора и машин. Девушки работали на фермах. Совхоз выделил школе 50 гектаров земли, на которой ученики выращивали кукурузу, другие зерновые. Дети не просто работали, а проводили научные опыты. Уроки труда вели ведущие специалисты совхоза «Власть Советов». Незаурядным педагогом оказался Виктор Степанович Розум, который преподавал животноводство.

– Родители вначале бастовали. Дети вставали рано, спешили на ферму, потом, позавтракав, на занятия. Вечером снова на работу. Но они получали зарплату, и это стимулировало. Школа имела свой финансовый фонд, позволивший посетить все города-герои. О нашей школе писали статьи центральные периодические издания, сняли четыре документальных фильма. Академия наук на базе нашей школы постоянно организовывала семинары для работников школ России. К нам даже приезжали за опытом из Болгарии, Венгрии, ГДР…– рассказывает Иван Сергеевич.

Однако вряд ли Тропарёвская или другая какая школа смогут вернуть в жизнь такой труд, который воспитывал юных тропарёвцев в 60–80-е годы прошлого столетия. А впрочем, как знать?

Нина ИВАНОВА