Можайск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 25 сентября

малооблачно+14 °C

Онлайн трансляция

История Храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье Можайского района

10 авг. 2016 г., 15:54

Просмотры: 576


Церковь Рождества Богородицы в селе Поречье впервые упоминается в документах конца XVI в., когда храм был деревянным. О нём сохранилось мало свидетельств.

История храма – история Можайского края

В 1742 году село Поречье, входившее в состав Болычевской вотчины, было пожаловано императрицей Елизаветой Петровной своему фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому. Он и его наследник, граф Кирилл Григорьевич Разумовский, мало интересовались можайскими землями.

В конце XVIII века вотчина перешла по наследству к генерал-майору Льву Кирилловичу Разумовскому (1757–1818). Сведения о деревянном храме Рождества Богородицы дошли до нашего времени в клировой ведомости 1798 года: «Иконостасы все ветхи, в них святые образы исправны, утварью церковною недостаточна, а сама по себе не очень ветха». Причт храма состоял из нескольких человек: священник Алексей Степанов, дьякон Дмитрий Егоров, дьячок Никифор Иванов, пономарь Степан Никифоров. В церковном приходе в то время числилось 193 двора, в которых проживали 1805 человек.

Лев Разумовский был глубоко верующим человеком и ревностным христианином. Став обладателем Можайской вотчины, он активно приступил к её обустройству. Первым по его заказу в 1795 году был возведён каменный храм в селе Карачарово, который был наиболее ветхим. В 1804 году граф повелел построить новый храм Рождества Богородицы в Поречье, дошедший до наших дней.

Главный престол посвящён празднику Рождества Богородицы, одному из 12 великих православных праздников, который отмечается 21 сентября. Первый придел был посвящён Усекновению главы Иоанна Предтечи (Крестителя). Мозаичное изображение Иоанна Предтечи можно увидеть слева от входа в храм, а образ Крестителя, держащего на блюде собственную голову, расположен внутри церкви. Второй придел храма был посвящен святому Алексию, человеку Божьему. Справа от входа в храм расположена мозаика с изображением митрополита Алексия – крупного церковного и политического деятеля XIV века, наставника юного московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского).

Французом разорённый, но воссиявший снова

Новые храмы, воздвигнутые по заказу графа Разумовского, пострадали от нашествия французов 1812 года, тогда же захватчики сожгли все 3 дома священнослужителей. Позднее для причта был построен каменный дом, в обезличенном виде дошедший до наших дней.

Внешний вид и внутреннее убранство храма первых послевоенных лет позволяет реконструировать опись церковного имущества, составленная в 1820 году. Церковь и её глава были покрыты листовым железом. На примыкавшей к храму колокольне, также крытой вместе с главой железом, было установлено 5 колоколов. Главы церкви и колокольни были позолочены. Купол церкви венчал обитый железом и позолоченный деревянный крест.

В главном алтаре находились реликвии храма. Престол и жертвенник покрывали «одежды шёлковые». У Царских врат имелась шёлковая малинового цвета завеса, а «на ней крест золотаго позумента». На священном престоле находилось покрытое малиновым парчовым бархатом Евангелие, оформленное серебром и позолоченное. Рядом находились выполненные из серебра 14 священных предметов и сосудов.

Главный иконостас столярной работы был украшен резьбою, покрыт лаком и вызолочен «по местам». В нём размещались 38 икон. Перед местными образами на цепях висели 6 медных лампад. Ещё одна лампада, «спускная на шнуру», находилась перед Царскими вратами. Посередине церкви свисало большое медное паникадило. Подсвечников разных размеров насчитывалось 9.

В церковной ризнице хранились предметы облачения священнослужителей и иные материи: ризы, подризники, епитрахили, пояса, стихари, орари, поручи, воздухи, пелены под евангелия. Поражает разнообразие материалов и цветовых решений предметов храмовой ризницы.

Устройство 2 приделов церкви напоминает оформление главного алтаря, но заметно уступает ему в богатстве. В них нельзя уже найти серебряных предметов и сосудов. Иконостасы приделов также гармонировали с главным, но уступали ему в количестве образов. В иконостасе придела Усекновения главы Иоанна Предтечи их было 18, а в приделе Алексия, человека Божьего, – 15.

Особый интерес представляет и храмовая библиотека, состоящая из 69 изданий.

И снова возрождён

В 1915 году священником храма Рождества Богородицы стал Василий Петрович Никитский (1889–1938), будущий священномученик, расстрелянный в разгар сталинских репрессий. Образ отца Василия ныне находится напротив алтаря.

Церковь в Поречье была открыта для верующих в первые годы советской власти, но затем, в 1930-х гг., в условиях установления сталинской диктатуры, закрылась. Богатое внутреннее убранство храма было почти полностью уничтожено в советское время. Варварской ликвидации подвергся некрополь: в пределах церковной ограды, также уничтоженной.  Веками здесь удостаивались погребения священнослужители, члены их семей и наиболее видные местные жители. Так, например, в 1900 г. при храме был захоронен знаменитый лесовод Карл Францевич Тюрмер, живший в Поречье с 1853 г. До сих пор рассказывают о трагедии, которая произошла при снятии креста с купола храма. Мужчина, взявший на себя этот грех, упал с большой высоты и погиб.

В 1990-е годы храм вновь открыл свои двери для прихожан. Благодаря активной созидательной деятельности отца Виктора (Чекушина) и меценатов, церковь Рождества Богородицы со временем приобрела прекрасный внешний вид и великолепное внутреннее убранство. Подкупольное пространство занимает фреска с изображением Бога Отца (Саваофа), царствующего на небесах вместе с сыном Иисусом Христом. На потолке, при входе в храм, изображена сцена Крещения Иисуса Иоанном Предтечей.

В настоящее время издаются материалы по истории храма. Уже напечатаны два выпуска: опись церковного имущества 1820 года и исповедная ведомость храма 1766 года. В 2015г издан путеводитель по Храму.

Храм Рождества Богородицы, известный уже более 400 лет, по-прежнему является одним из религиозных центров Можайского района, замечательным памятником истории и культуры.

Михаил Анатольевич ВИНОГРАДОВ, кандидат исторических наук